Выставка Федора Крушельницкого «Теория Этнической Химеры» посвящается сто десятой годовщине со дня рождения величайшего философа и историка современности Льва Гумилёва.
Авторская творческая встреча с художником состоится 16 февраля 2023 года в 19.00 в «Галерее Искусств» по улице Ломоносова, 1/18.
Федор Крушельницкий представит посредством художественных произведений свой собственный взгляд, свою версию на современную действительность. Вместе исследуем внутренние аспекты и грани Теории Этнической Химеры (Теория Пассионарности) Льва Гумилёва и переосмыслим их в контексте мировых современных событий, попытаемся перевести учение Льва Гумилева с его эзопова языка (дипломатического) на эмоционально-сущностный.
Гумилев последние исторические изыскания не успел опубликовать. Крайняя его книга дописывалась и правилась его учениками. Апокриф был издан ограниченным тиражом и, то ли утерян, то ли скуплен недоброжелателями. Обрывки знаний сохранились лишь во лбах мнительных диванных экспертов.
По Учителю, конфликт двух супер-этнических систем не завершен, но возможно, закончится трансформацией и тектоническими сдвигами на политической карте планеты. А по фантазийному мнению некоторых диванных экспертов, к которым относит себя и наш автор, может завершиться четвертым разделом бывшего наследия Речи Посполитой или, к примеру, сменой хозяев-монополистов проливов Дарданелл, Гибралтара, а заодно, и Панамского канала (как известно, китайцы уже строят параллельный мир Панамскому и Западному).
В одном из музеев Петербурга хранится уникальный экспонат — шляпа-треуголка Петра Первого. При пристальном рассмотрении в боевом головном уборе можно заметить отверстие от вражеской пули, которое зловеще зияет пустотой и холодом. Невольно думается, что какая-то пара сантиметров могла коренным образом изменить ход истории! Но благодаря личной храбрости и недюжинным талантам стратега, как на поле брани, так и в мирное время, Пётр остался в памяти потомков царём-воином, царём-созидателем и реформатором.
Двенадцать медных всадников, составляющих ядро выставки-эксперимента петербургского скульптора Фёдора Крушельницкого, представляют собой двенадцать самостоятельных проектов конных памятников. В каком-то роде эти работы раскрывают рабочую кухню мастера. Все они выполнены в технике литья из бронзы, в стиле индустриально-технократического эпоса, который скульптор развивает ещё с 1990 года. Но если предыдущие выставки художника были посвящены в основном героической эпохе серпа и молота, то обращение к петровской тематике «Медного всадника» для Фёдора Крушельницкого достаточно ново: эту тему он разрабатывает лишь последние три года. История с простреленной треуголкой царя явно не оставила автора настоящей выставки равнодушным, вдохновив его и на поиски новых форм, и на смелые пластические эксперименты.
Конный памятник Петру Первому — самый крупный и сложно-исполненный — является доминантой всей экспозиции. Царь, заложивший фундамент Российского государства, изображен здесь верхом на вздыбленной лошади под углом 45 градусов, с опорой на три точки. Любимая лошадь Петра, не раз спасавшая жизнь своему хозяину, представляет собой метафору Руси-России. В последнем и окончательном варианте памятника скульптор приходит к мысли, аналогичной той, которую гораздо раньше гениально выразил великий русский писатель Н. В. Гоголь: «Русь, что бойкая необгонимая птица-тройка». Трехглавая лошадь Петра трансформируется в данном случае в кинетическую скульптуру, в сложную систему арок и сквозных проёмов. Сквозь условно-абстрактное тело лошади и ноги всадника проходит вращающееся металлическое колесо времени — символ исторического процесса, неумолимо движущегося вперед.
После революционного «Чёрного квадрата» Казимира Малевича, перевернувшего в двадцатом веке всё мировое искусство, автору не хотелось мыслить пластическими категориями прошлого. Художник должен соответствовать своей эпохе, даже в чём-то её опережая, находить новый пластический язык, новую форму, новое содержание и драматургию.
Вот что по этому поводу говорит художник Хамид Савкуев, академик РАХ: «Самобытность художника обусловлена его способностью иронизировать над собой и предшествующим опытом. Этим во многом объясняется его умение не попадать в стилистические ловушки, расставленные нашими великими предшественниками. Поиск новой формы не является для Фёдора самоцелью, она возникает в его творчестве органично, как следствие, как некая модель универсума. Технократическая среда творит форму, соблюдая меру между утилитарным и эстетическим, между этническим и индустриальным пространством Донбасса и Санкт-Петербурга».
Кроме работ, связанных с петровской тематикой и серией «Медный всадник», на выставке зрителя ожидает еще несколько весьма удачных откровений художника.