И действительно, как оказалось, существуют свидетельства современников, подтверждающие, что по прибытии в Петербург из-за своей любви ко всему, что связано с казачеством, молодой Гоголь появлялся на людях исключительно в казачьем прикиде: с усами, оселедцем и в шароварах. Даже несколько раз в таком виде приходил в гости к Пушкину. Вынимал из-за пазухи свёрток с розовым украинским салом, нарезал ломтиками и угощал всех присутствующих. Пушкин тоже любил сало с прослойкой, да и Гоголь его забавлял. Когда Пушкин выпивал пару кружек хорошего вина, закусывая салом, ему становилось весело, он подтрунивал над приятелем:
— Что ж ты за хохол, если ни одного ростовщика не грохнул?
— За меня ростовщикам отомстит Достоевский, и вообще я за культурную миграцию, — отвечал Гоголь и уезжал в Рим писать поэму «Мёртвые души».
Но однажды мёртвые души из их окружения всё испортили. Они намекнули Гоголю, что на дворе девятнадцатый век, не нужно строить из себя скомороха. Великий писатель смутился и с тех пор сменил казачий наряд на питерский лапсердак, стал одеваться по тогдашней моде и морить себя голодом.
Когда граф Толстой-американец, прочитав первый том, узнал себя в Ноздрёве, он пришёл в дикую ярость:
— Матерь Божья! Мы сукина сына принимали с почестями, встречали как гостя дорогого, а он, лукавый мерзавец, оказался врагом Матушки России! Да за такую подлость его надо срочно вызвать из Рима, заковать в кандалы да по этапу в Сибирь сослать.
Однажды Мыкола, перечитывая Гоголя, прозрел. У него открылись глаза на искусство и скульптуру в частности. До него вдруг дошло, что кроме энергии, таланта и желания необходимы как минимум три вещи!
Во-первых, нельзя решать тему в лоб — тайное всегда сильнее явного. Во-вторых, обязательно должны быть «знатные пропорции». И, наконец, самое главное, — от скульптуры должно исходить настроение, примерно такое же, какое исходит от фразы Гоголя: «Редкая птица долетит до середины Днепра». Или на худой конец: «…А вы видели как течёт река?»